Главная / Статьи / Вектор архитектурного творчества

Вектор архитектурного творчества

Метки: Архитектура и дизайн

Вектор архитектурного творчества

По мнению ведущих архитекторов страны. Россия сейчас не входит в число признанных архитектурных держав.

Объясняют это экономической и политической нестабильностью в стране. Однако если вскрыть сложности экономической и политической ситуации в Бразилии и Мексике 1950-1960-х годов (расцвет творчества О.Нимейера и Ф.Канделы) и ряде других стран, то становится ясно: ссылки на экономические трудности являются неоправданными.

Очевидно, все дело в изначальной идеологической установке на главенство экономического и функционального подхода к архитектуре, довлеющей над многими поколениями российских архитекторов, которые со времен «борьбы с архитектурными излишествами» перестали заниматься поисками выразительных архитектурных форм, что, в свою очередь, определило однообразие застройки целых городов страны По новой классификации специальностей архитектура отнесена к категории искусств.

Это предполагает творческое отношение архитекторов к каждому проектируемому зданию, как к произведению искусства, своеобразной и уникальной «скульптуре» из строительных материалов, украшающей Землю и создающей качественно новую архитектурную среду Знаменитая формула архитектуры «польза + прочность + красота», данная Витрувием еще в I веке до н э , верна и по сей день, и несмотря на то, что, «красота» в этой триаде стоит на последнем месте, именно она является определяющим фактором для архитектурного творчества соблюдение лишь функциональных и конструктивных требований не делает сооружение архитектурным Профессор И ГЛежава указывает, что «ни процессуальные установки, ни программы на проектирование не могут однозначно детерминировать форму архитектурного сооружения, они дают лишь толчок к созданию архитектурного решения В дальнейшем оно начинает формироваться по своим законам» В работе отмечен и другой важный момент — архитектурная форма по своей сущности полифункциональна.

Подобрать дизайн интерьера своего дома или квартиры Вам поможет сайт www.molodets.com.ua. Здесь предоставлено множество вариантов, где каждый сможет подобрать что-нибудь для себя.

В 1937 г академик А Веснин заявил «В свое время мы были уверены, что правильная организация функций в результате даст нам архитектурное решение В этом отношении у нас была ошибка Попросту говоря, это не оправдалось на практике» Один из выдающихся советских архитекторов, он уже тогда понимал, что здание или сооружение попадает в разряд «архитектурного произведения» не благодаря идеально организованной функции, а главным образом из-за эстетически выразительной архитектурной формы, обладающей значительным художественным и символическим потенциалом Ведь материализованная форма здания является наиболее стабильным и дорогостоящим компонентом архитектурного сооружения и должна вызывать ощущение эстетического совершенства при любых функциональных и ассоциативных изменениях

Именно в этом проявляется ее абстрактная красота вне времени, именно в этом заключается ее культурный потенциал, именно ей должно уделяться основное внимание при проектировании Так например, один из красивейших старинных домов Екатеринбурга — дом Расторгуева-Харитонова — побывал за прошедшие полтора века в различных качествах (от купеческого особняка, городского Дворца пионеров и школьников до резиденции полномочного представителя Президента России) и при всевозможных внутренних перепланировках сохранил свой внешний облик В книге «Архитектура и эмоциональный мир человека» архитектор Г Б Забельшанский пишет «Доминантной эмоцией, стимулирующей деятельность, является интерес Каше же качества внешней среды обеспечивают стимуляцию интереса? Эти качества — новизна и сложность»

В свою очередь ощущение новизны обеспечивается «избыточностью», сложностью архитектурной формы она кажется нам всегда новой, потому что мы не можем удержать всех ее визуальных характеристик в зрительной памяти Здание должно требовать остановки и разглядывания, но и в этом случае его форма не должна становиться очевидной во всех деталях и, во всяком случае, не должна запоминаться целиком» Следовательно, «избыточность визуального образа — не случайность, а функциональное свойство архитектурной среды, обеспечивающее эмоциональную стимуляцию деятельности». Итак, абсолютно прав Оскар Нимейер когда подчеркивает «Красота — это функция».

Постройки Р.Саржера, К. Танге, Р.Б. Фуллера, Э. Сааринена, А. Гауди. Ле Корбюзье, О. Нимейера, Ф. Канделы, Ф.
Шехтеля, С. Калатравы, здания барокко и модерна, соборы Руси, храмы Индии и Мексики, пагоды Китая и Японии — все это отдельные победы «художественного» подхода над «экономическим» подходом к архитектуре Аналогичная ситуация возникает при анализе множества выдающихся памятников мировой архитектуры.

Доминирование эстетической составляющей архитектурного замысла обусловило повышенные материальные и финансовые расходы, конструктивные и технологические сложности, большой процент неиспользуемых площадей и объемов, а зачастую и эксплуатационные проблемы, но, несмотря на это, никто данные сооружения из разряда шедевров мирового зодчества не исключал Попытка же найти «золотую середину» (совместить идеально организованную функцию с художественно выразительной формой в одном архитектурном сооружении) обречена на неудачу — подобный компромиссный подход, как показала практика зодчества, ни к чему хорошему не приводит Архитектор (и, соответственно, заказчик) должен выбирать между двумя полюсами на одном — рациональный, строгий и деловой функционализм, лишенный пластически насыщенных поверхностей и криволинейных форм; на другом — пластическая экзотика модерна, фантастические скульптурные композиции готики и барокко, складчатые и гиперболические оболочки экспрессионизма, структурализма и «хай-тека».

Десятки лет термин «формотворчество» отождествляется с понятием «формализм» и является бранным в среде архитекторов и искусствоведов. Между тем один из ведущих теоретиков современной архитектуры Н.А.Ладовский считал процесс «отвлеченного» формообразования (абстрактного композиционного построения) первой из важнейших стадий создания полноценного архитектурного произведения.
В проводимых архитектурных конкурсах первым оценочным критерием проектов является «рациональное и функционально оправданное использование конструкций…», а последним — «новаторство архитектурного мышления, оригинальность и новизна подхода. ..»(из программ международного архитектурного конкурса по мансардному строительству, проводимого датской фирмой «Velux» и РААСН при содействии Союза архитекторов России).

В настоящее время важнейшими направлениями научных исследований в сфере архитектурного формообразования являются: развитие принципов моделирования дискретных архитектурных форм с минимальной площадью поверхности на определенных замкнутых контурах; оптимизация архитектурных форм оболочек по акустическим и аэродинамическим критериям; создание модульных пространственных элементов оболочек с максимальной компоновочной вариабельностью Представляет значительный интерес для архитектурной практики дальнейшее развитие принципов формообразования на основе вариабельной кристаллографической компоновки модульных многогранных элементов.

Так, автором статьи предложен новый принцип моделирования невыпуклых кристаллических куполообразных замкнутых оболочек из однотипных равносторонних треугольных панелей. Он заключается в преобразовании правильных и полуправильных выпуклых многогранников (платоновых и архимедовых тел), а также некоторых звездчатых многогранников двумя способами.
Первый способ состоит в замене правильных четырех- и пятиугольных граней вышеуказанных многогранников полыми пирамидальными отсеками из равносторонних треугольников, ориентированных вершинами наружу или внутрь многогранника.
Второй способ состоит в дополнительном преобразовании каждой из равносторонних треугольных граней исходного многогранника путем подразделения ее на четыре меньших равносторонних треугольника и замене центрального из них полым правильным тетраэдром, который может быть ориентирован вершиной наружу или внутрь многогранной оболочки.
Данные способы позволяют получать широкий спектр невыпуклых куполообразных оболочек при полной унификации сборных элементов и могут применяться комплексно.

Другой принцип моделирования кристаллических куполообразных оболочек на основе предложенных автором статьи новых типов изоэдральных сферических разбиений на выпуклые и звездчатые ячейки (способ получения и основные композиционные варианты данных разбиений опубликованы нами ранее) заключается в последовательном осуществлении ряда операций Из центра сферы через середину типовой ячейки разбиения проводится нормаль; на данной нормали фиксируется некая произвольно выбранная вершина вне сферической поверхности; данная вершина соединяется прямыми со всеми угловыми точками контура сферической ячейки, при этом образуется типовой пирамидальный элемент, паркетирующий всю поверхность сферы по схеме исходного сферического разбиения без зазоров и наложений с получением результирующего звездчатого многогранника

Типовые пирамидальные элементы многогранника могут состоять из конических отсеков (в случае соединения вершины нормали с угловыми точками контура сферической ячейки, очерченной дугами) или плоских треугольников (в случае соединения вершины нормали с угловыми точками контура сферической ячейки, очерченной хордами). При этом пирамидальные элементы могут быть ориентированы по нормали наружу или внутрь сферы Дальнейшее исследование принципов моделирования дискретных архитектурных форм позволит расширить арсенал изобразительных средств зодчества, создать качественно новую и разнообразную архитектурную среду, созвучную нашему времени.

Определяя же вектор современного архитектурного творчества, необходимо помнить замечательные слова выдающегося архитектора XX века Оскара Нимейера: «Я стараюсь сделать в архитектуре что-нибудь необычное ..Новая форма, непривычная для глаз — вот где сосредоточиваются наши поиски».

Ориентация архитектурного творчества на создание экспрессивных, пластически выразительных форм, которых катастрофически не хватает современному российскому зодчеству, позволит последнему стремительно прогрессировать, а также обрести новое качественное звучание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *